02.05.2023 Эндуро

Никогда не понимал, почему в правах у мотоциклов категория А – как будто самая легкая. Они же куда опаснее автомобилей. У меня этой категории нет, поэтому мир мотоциклов был для меня закрыт. Но я познакомился с человеком, который участвует в покатушках на эндуро, и он пригласил меня с ним.

Эндуро это мотоцикл, который нужен только чтобы ездить по разной грязи. У него нет поворотников, фар или номеров, и вообще по документам это спортивный снаряд типа штанги, а не транспортное средство. Как и другие нишевые развлечения, в нем закопан целый мир с соревнованиями, героями и холиварами, о которых обычный человек, к счастью, не догадывается.

Знакомый сказал, что есть человек, который может всему меня научить, и дать в аренду эндуро. Я приехал к ним в лагерь. Лагерь представлял собой несколько машин, несколько палаток. Было много мужчин, много детей, и одна жена. Несколько детей тоже катались на миниатюрных мотоциклах. Судя по всему, прошлой ночью кто-то много пил.

Прежде всего мы экипировались. Экипировка состоит из нескольких забавных вещей. Черепаха – штука с пластинами на спине, плечах и налокотниках. В черепахе ты сразу становишься широкоплечим богатырем. Все легко гнется, и не мешает движению. Наколенники были как в сай-фай фильмах, из трех отдельных вращающихся пластин. На ноге вообще не чувствовались. Мотоботы нам не дали, сказали, чтобы первый раз учились переключаться просто в кроссовках. Шлем. На шлем одеваются очки. Когда я одел первые очки, то они как-то перекрыли мне весь воздух, пришлось просить другие. Мораль – не покупайте очки и шлем через интернет. В шлеме и очках боковой обзор ухудшается, мне постоянно казалось, что справа и слева от меня стены. Сверху одевается джерси – такая огромная футболка с длинным рукавом и чисто спортивным ярким рисунком. Не очень понял зачем. Наверное, чтобы не пачкать черепаху и быть красивым.

Первые полтора часа мы тренировались. Сначала просто трогаться, потом трогаться в гору, переключать передачи вверх-вниз, проезжать змейку, ездить стоя. Мой мотоцикл очень часто глох, но и так же быстро заводился, в случае чего.

Потом покушали вкуснейший бешбармак, отдохнули, и поехали маршрут.

Сначала ехали по грунтовой дороге. Было страшно. Она была песочная, с большой колеей, и я не доверял ей. Казалось, что очень легко зарыться в песок и упасть. Мне нужно тренироваться и тренироваться, чтобы это побороть.

Потом была поездка по степи. Там, где я был, степь — это очень много рыхлой почвы, типа песка, и совсем мало зелени. В один момент пошел град. Градины очень странно стучали по шлему. А вот капель дождя почти не было. Наверное, если бы был полноценный дождь, то вместо степи на этом месте был бы лес, или что-то такое.

В степи водятся черепахи! У нас в детстве во дворе был мальчик, который рассказывал, что в Ташкенте на улицах было полно черепах. Вот не врал, оказывается!

Я не думаю, что мы как-то серьезно навредили экологии. Там просто нет почвы, которую можно повредить. Сплошной песок. Да, когда ездишь по каньону, то дополнительно уничтожаешь склоны. Но они и так все в эрозии от воды. Ну и конечно степь огромная. А мы очень маленькие.

По степи ехать, с одной стороны, не страшно, так как она визуально ощущается как прочная, с хорошим зацепом. С другой, когда ты едешь, ты понимаешь, что не можешь все контролировать. А вдруг яма?

Самым сложным был песочный карьер. Были спуски (которые я проехал с зажатой педалью и вообще без газа). Были подъемы. Они были куда сложнее, так как надо хорошо разогнаться и не прекращать давить газ. Ну и постоянные песочные перегоны. Там было не так страшно, как на грунтовке, так как скорости меньше, и падать вроде как мягче. Кажется, в конце я наконец научился неплохо ловить мотоцикл. Еще бы научиться ездить так, чтобы его не приходилось ловить.

Потом один байк сломался, и мы сначала долго пытались починить его, а потом потащили его на тросе. Да, мотоцикл может тянуть мотоцикл, и это относительно безопасно.

Я понял, почему мотоциклисты делают врум-врум ручкой газа. Это чтобы убедится, что мотоцикл вообще заведен. Когда вокруг другие мотоциклисты, то ты не понимаешь, это твой байк шумит или нет.

Мотоциклом нельзя управлять рулем. Он нужен только для того, чтобы в песке вырываться во все стороны. Вместо этого байк нужно крепко сжать своим бедрами, и управлять в таком садо-мазо стиле чисто силой воли. Звучит бредово, но оно в самом деле так. Попытки осмыслить происходящее ни к чему не приводят. Просто нужно «думать» как ехать, и он так и поедет. Или не поедет, и тогда ты упадешь. Что ж, качай силу воли, учись доминировать над железякой.

Обычная велосипедная посадка предполагает, что твои ноги всегда на педалях, и до земли на вытянутых ногах ты достать не можешь. Нужно обязательно наклонить велосипед. На эндуро ноги необходимый элемент управления. Они помогают забраться в гору, в поворотах, или удержаться в песке. Поэтому в сидячем положении ноги согнуты, чтобы в любой момент достать до земли. Поэтому, когда ты встаешь и разгибаешь ноги, к рулю приходится нагибаться. Из-за этого меняется хват рук, и управлять сцеплением и передним тормозом становится сложно. А ездить стоя приходится очень часто. Да, когда ты едешь стоя, байк нужно так же крепко держать своими ногами.

Вообще, органы управления мотоцикла — это полный хаос. Левая рука управляет рычагом сцепления. Точно такой же правый рычаг – это передний тормоз. Так же правая рука управляет ручкой газа. Левая нога управляет коробкой передач. И в ней тоже все очень странно. Сначала идет первая передача, потом нейтраль, потом вторая. При этом нейтраль ловится только в каком-то очень специфическом положении. К счастью, в эндуро она не нужна – можно просто зажать сцепление (наверное). Правая нога управляет задним тормозом. При этом правая нога у меня основная, и когда мотоцикл тормозит, хочется именно ее поставить на землю, чтобы не упасть. Поэтому торможение выглядит как-то очень странно. Сначала тормозим ногой, потом заносим эту ноги над землей и дотормаживаем правой рукой. Кто вообще это придумал?

05.03.2023 Горные лыжи

Сноуборд или горные лыжи? Для меня это был самый сложный вопрос. Что выбрать? Опишу плюсы и минусы как вижу их я. Для меня самым главным плюсом сноуборда было то, что это одна деталь, которую нужно таскать. А в горных лыжах деталей целых четыре – две палки и две лыжи. Одна простая деталь всегда лучше, чем четыре простых части. И, кстати, дешевле.

Но у лыж есть плюс — кататься и получать удовольствие можно почти сразу. Сноуборд требует больше времени для того, чтобы хоть как-то ехать не кувырком. Однако на более поздних этапах, насколько я знаю, сноуборд вырывается вперед, и сложные трассы проще покорять уже на сноуборде. Так же вся инфраструктура вроде подъемников рассчитана в первую очередь на горные лыжи, они и в целом более распространены.

Мои друзья хотели лыжи, и было бы логично чтобы кататься вместе, тоже выбрать лыжи. Это и стало решающим фактором, и я выбрал лыжи.

На самих трассах есть прокаты, но они дороже, и, самое печальное, там часто может не быть нужных размеров. Поэтому нужно приезжать рано и быть готовым переплатить. Хотя конечно сейчас я бы все-таки попробовал приехать пораньше.

Мы выбрали случайный прокат в Алматы и арендовали полный комплект за 7 тысяч тенге. У Саши оказалось куртка уже походящая для сноуборда, поэтому он брать в прокате не стал, но скидку не сделали. Куртка, которую взял я, оказалась очень теплая и удобная, возможно для города/бега тоже имеет смысл выбрать себе похожую. В куртке в левом рукаве был специальный карман для скипасса, и поэтому при подъеме его доставать было не нужно. Просто проходишь мимо, и он срабатывает. Даже прикладывать обычно не надо. Штаны с подтяжками, синтетические, очень прохожие на детские штаны Тимура. Самое интересное это ботинки. Покупать по интернету их вообще нельзя! К примеру, мне подошли ботинки 43 размера, хотя я ношу 41-42. Они супержесткие. Ходить в них очень сложно. Да даже стоять сложно. Они так фиксируют ногу, что она всегда чуть полусогнута (четвертьсогнута?). У них очень жесткие металлические стяжки. Про лыжи и палки ничего особого рассказать не могу, не с чем сравнивать. Крепление лыж к ботинкам вроде и хорошее, но у меня с первого раза никогда не застегивалось. А учитывая, что застегивать приходится на склоне, и все в снегу, и лыжа постоянно норовит уехать то это прямо моя проблема была. Впрочем, у Саши все было ок, возможно у меня просто ушатанное прокатное крепление. Еще взяли шлем и балаклаву. Балаклава была свежестиранная, кажется их стирают каждый раз. Лыжи не делятся на левую и правую, они универсальные. Когда в лыжу не выстегнут ботинок, вниз выдвигаются два снегостопа, они не дают лыже скатываться, в случае если ты ее потеряешь. Основной параметр крепления лыжи — это сила, с которой она отрывается от ботинка. Нужно находить баланс между травмоопасностью (в случае падения лыжи должны отстегнуться чтобы избежать травм), и между тем, чтобы она не отстёгивалась просто так.

В прокате мы одели штаны и куртку из проката, а ботинки свои, и поехали на горнолыжный курорт Oi-Qaragai. Его мы выбрали так как там относительно немного народу (он дальше от города), и есть хорошая новичковая трасса. Свободная новичковая трасса — это безопасность!

Парковка рядом с трассой была забита, поэтому пришлось довольно долго идти пешком, и в гору. И это было тяжело. Приходилось тащить лыжи, палки, шлем и ботинки на себе. И они очень тяжелые и неудобные. Особенно почему-то мои. Навскидку это все весело килограмм 15–20. Это относительно несложно тащить в виде гири или рюкзака, но в виде комплекта горнолыжного снаряжения, который еще и несешь на гору все как-то совсем не весело.

Дошли до лыжной школы, забронировали инструктора. Была живая очередь, и нам сказали, что кто-нибудь освободится часа через два. Мы согласились подождать. Сами за это время купили скипасс, арендовали шкафчик, куда сложили ботинки и шлем, и пошли в ресторан. Лыжи и палки взяли с собой, для них на курорте есть вся инфраструктура. Везде есть дырки, куда их можно вставить. После еды инструктор освободился, мы переоделись, и началась тренировка. Шкафчик был на улице, и все было очень холодным, было неприятно. Одевать балаклаву я не стал, так как температура была около нулевая, а шлем с мехом.

До самой тренировки расскажу еще про подъёмники. На новичковой трассе их было 2 вида. Беби-лифт и травелатор. Беби-лифт представлял из себя металлический трос, на котором с интервалом метров пять были пластиковые скобы. За них надо было хвататься и ехать. Оператор постоянно следит за тем, чтобы никто не пострадал, и в случае чего останавливает подъем. Следит не очень внимательно, и если кто-то неудачно зацепился, то он это видит. А вот если ЧП случилось чуть выше, то он может не заметить. При мне кто-то отцепился и упал, и на него упало еще человека четыре. Я ехал следующим, но они как-то успели отползти до незадолго от меня, было страшно! Первые несколько поездок вверх были лайтовыми, а потом у меня устали кисти рук, и сами руки, держать стало сложно. Пришлось экстренно учится заводить скобу за спину, чтобы она тебя толкала. Стало гораздо легче! Да, несмотря на название, дети на бэби лифте самостоятельно подняться не могли, их поднимали инструктора. Рядом был травелатор, но там были большие очереди, и я им только один раз воспользовался. Заходить на лыжах на сам травелатор оказалось довольно удобно, просто очень маленькими шажками. Сами склоны бесплатные, катайся сколько угодно. Плата берется только за пользование подъемниками.

Инструктор начал с разминки. После чего мы одели одну лыжу и начали тренировки. Пытались понять, как работают канты лыж. На самом деле, на горных лыжах ты почти всегда едешь не на самой нижней сколькой поверхности, а на ее краях. Они металлические и называются кантом. Умение в нужный момент переносить вес на нужный кант и есть искусство ездить на горных лыжах.

Самое первое практическое упражнение была стойка «плуг». Ты максимально разводишь пятки, и сводишь носки лыж. Получается перевернутая буква V. Это торможение. На склоне нет никаких проблем с тем, чтобы разогнаться. Это получается без всякого твоего желания. Даже без лыж. А вот затормозить сложно. Мы поднялись наверх и стали потихоньку спускаться в плуге. И это было очень больно. Я выдержал два спуска. Ощущения были как после скейтборда или роликов. Болели мышцы на внутренней стороне стопы, между пяткой и большим пальцем. Инструктор сказал, что такое бывает из-за плоскостопия. У меня вроде как оно если и есть, то не очень выраженное. Я отдохнул минут 10. За это время Саша и Женя уже начали осваивать повороты. Чтобы сделать поворот, нужно было перенести вес на противостоящую лыжу, и оно как-то начинало поворачивать само. И уже после пары поворотов моем мозге что-то щелкнуло, и я понял, как все работает. Не нужно что-то сводить или разводить. Вообще не нужно пытаться как-то управлять ногами. Работать должно все тело, просто перенося вес в нужную точку чисто на интуитивном уровне. После этого мышцы болеть перестали, так как им не надо было поднимать вес тела, и начался кайф.

Это все равно самый первый этап освоения горных лыж. Мне даже палки не дали. Но уже с ним я на новичковом склоне могу ехать куда захочу, более-менее уверенно объезжать людей которых захочу, и останавливаться около подъемника. Да, мое торможение не залихватское с эффектным разворотом, а медленное и аккуратное, но в целом контролируемое. И все это вообще никак не тратит ресурсы моего мозга. Движения полностью естественны, как ходьба. Женя всю жизнь занималась танцами, и освоила это лучше и быстрее меня. У нее начало получаться уже с первого раза. А вот у Саши так и не получилось. Да, он как-то спускался, и даже особо не падал, но естественности движений у него так и не получилось. Последние полчаса он занимался с инструктором один, а мы с Женей просто катались.

Падений у меня не было, но один раз в мне в спину врезался Саша. Лыжи разъехались, одна отстегнулась, и я упал на копчик не сгруппировавшись. Было супер больно. Я, наверное, минут пять не мог встать (и не хотел). Но потом все прошло так же быстро. В настоящий момент я не вижу у себя никаких признаков перелома копчика.

Я боялся, что будет сложно управлять лыжами синхронно, и они будут постоянно задевать носами друг об друга. Вообще ни разу такого не было. Ботинки очень жесткие, а лыжи относительно беговых короткие, управлять ими точно так же, как и управлять ботинками (то есть оно как-то само).

Зачем нужны палки я пока не понял. Их инструктор выдал нам в самом конце, чтобы мы привыкали кататься с ними. Но в целом для базовых движений они не нужны.

На следующий день очень неожиданно для меня болели предплечья, и, в меньше степени, ноги. Остальное было нормально.

Я думал что буду кататься минут 30, потом устану и сдохну, но откатал чуть более двух часов, и был готов кататься еще.

Аренда оборудования стоила 7 тысяч, инструктор с человека 9 тысяч за 2 часа, и подъёмник за 4 часа около 8. Все цены в тенге, чтобы перевести в рубли надо разделить на 7.

28.03.2018 Марафон

В конце сентября 2015 я увидел пост, в котором моя знакомая рассказывала, как она пробежал марафон. Я загорелся, и начал тренироваться. Конец сентября для этого максимально неудачное время. За 2 более-менее теплых месяца я так и не вошел во вкус, и зиму мой энтузиазм не пережил. На следующее лето как-то было не до того, и все забылось.

Вчера я прослушал подкаст про триатлон, и снова загорелся. Конечно, слона надо есть частями, и в планах на конец лета полумарафон.

Нет варианта не финишировать, как говорится.

27.03.2018 Собака — подмигака

В этом блоге определенно не хватает фотографий!

21.03.2018 Археология на авито

Добыл себе Pentium III 750 мегагерц, вершина процессоростроения 90х. Настолько вершина, что реально появился только в двухтысячном. 800 долларов на старте, по тем временам этот камень мог позволить только подъезд типовой пятиэтажки, если все жильцы вдруг решат скинуться.

Ну а теперь я могу с удовольствием играть на нем в Quake III. Жизнь удалась!

20.03.2018 Собака — раздолбака

Собака стала внезапно хорошо дрессироваться. Предполагаю, что она перестала быть щенком, и стала вполне осмысленной псиной. При этом внешне это никак не проявляется — бегает и бегает. Сегодня с третьей попытки выучила команду «умри». Команду «оживи» пока не выучила, поэтому работать есть над чем.

16.03.2018 Подкасты

Стал отказываться от ютьюба в пользу подкастов. Даже нового Дудя никак не посмотрю, жду когда выйдет аудиоверсия.

14.03.2018 DOOM 2016

Играю в Doom 2016.

Решил пройти игру серьезно, не для удовольствия, а скорее с исследовательской целью. И не понимаю. Destiny 2 играется на порядок веселее. Но это же Doom! У него средний балл на метакритике 85! Почему мне в нем так скучно стрелять?

13.03.2018 Церковнославянский

И потом, начиная с 1930-х годов, советский государственный язык был основан на церковнославянской лексике, это высокий стиль. Если мы возьмем официальные тексты, вплоть до брежневских времен, они написаны, по подсчетам Никиты Толстого, на 70% церковнославянскими словами. Это высокий, непонятный, внушающий язык. «Да здравствует Советский Союз!» — здесь все слова — церковнославянизмы. «Да здравствует» — «будь здоров» по-русски, «советский» — от «совет», прямо взято из славянского в значении «собрание», и «союз» — это плохое слово, его корень — «узы», похоже на «оковы».

12.03.2018 Ultimate Windows 98 PC

Первый компьютер родители подарили мне в 1999 году, когда мне было 12 лет, и он даже по тем меркам был не очень. Даже игры, выходившие в то время, запускались не всегда. Но зато запускались офис, визуал бейсик (и обычный бейсик тоже!), и, к примеру фронтпейдж. А в игры я наиграюсь через 10 лет, когда пойду работать в компьютерный клуб администратором.

И этот опыт работы со старым компьютером хотелось повторить. Поэтому и стал собирать ретро компьютер. При сборке руководствовался следующими соображениями:

Жизнь все расставила иначе, и для первой интеграции пришлось купить что было. При этом компьютеров на 5 лет моложе половина авито, и стоят копейки. А старички проходят чуть ли не по разряду «коллекционное ретро». Удалось найти вот что:

Осуществление этих планов отняло у меня 2 ночи, но принесло немного давно забытых воспоминаний.

Сборка компьютера того времени особо не отличается от сборки современного компьютера. Отмечу несколько моментов. В IDE приводах нужно джамперами настроить режимы master/slave. Крепление кулера стало другим. Нужно больше PCI плат. Загрузки с USB нет, и не будет еще лет 5. USB клавиатуры не поддерживаются (точнее может и поддерживаются, но надо зайти в биос, а чтобы зайти в биос…).

По поводу Windows 98 даже сказать особо нечего. Ну зависает, ну проблемы с драйверами, как будто мы этого в 2018 не видим. Маленькая неожиданность — после перемещении мыши в левый нижний угол, кнопка «Пуск» не нажимается, она на пиксель выше и правее. В XP это точно поправили. Ctrl-R не знает команду cmd. IE 5 не умеет HTTPS, поэтому пользоваться интернетом малореально. Нормально у меня открылись только гугл и вот этот сайт.