Никогда не понимал, почему в правах у мотоциклов категория А – как будто самая легкая. Они же куда опаснее автомобилей. У меня этой категории нет, поэтому мир мотоциклов был для меня закрыт. Но я познакомился с человеком, который участвует в покатушках на эндуро, и он пригласил меня с ним.

Эндуро это мотоцикл, который нужен только чтобы ездить по разной грязи. У него нет поворотников, фар или номеров, и вообще по документам это спортивный снаряд типа штанги, а не транспортное средство. Как и другие нишевые развлечения, в нем закопан целый мир с соревнованиями, героями и холиварами, о которых обычный человек, к счастью, не догадывается.

Знакомый сказал, что есть человек, который может всему меня научить, и дать в аренду эндуро. Я приехал к ним в лагерь. Лагерь представлял собой несколько машин, несколько палаток. Было много мужчин, много детей, и одна жена. Несколько детей тоже катались на миниатюрных мотоциклах. Судя по всему, прошлой ночью кто-то много пил.

Прежде всего мы экипировались. Экипировка состоит из нескольких забавных вещей. Черепаха – штука с пластинами на спине, плечах и налокотниках. В черепахе ты сразу становишься широкоплечим богатырем. Все легко гнется, и не мешает движению. Наколенники были как в сай-фай фильмах, из трех отдельных вращающихся пластин. На ноге вообще не чувствовались. Мотоботы нам не дали, сказали, чтобы первый раз учились переключаться просто в кроссовках. Шлем. На шлем одеваются очки. Когда я одел первые очки, то они как-то перекрыли мне весь воздух, пришлось просить другие. Мораль – не покупайте очки и шлем через интернет. В шлеме и очках боковой обзор ухудшается, мне постоянно казалось, что справа и слева от меня стены. Сверху одевается джерси – такая огромная футболка с длинным рукавом и чисто спортивным ярким рисунком. Не очень понял зачем. Наверное, чтобы не пачкать черепаху и быть красивым.

Первые полтора часа мы тренировались. Сначала просто трогаться, потом трогаться в гору, переключать передачи вверх-вниз, проезжать змейку, ездить стоя. Мой мотоцикл очень часто глох, но и так же быстро заводился, в случае чего.

Потом покушали вкуснейший бешбармак, отдохнули, и поехали маршрут.

Сначала ехали по грунтовой дороге. Было страшно. Она была песочная, с большой колеей, и я не доверял ей. Казалось, что очень легко зарыться в песок и упасть. Мне нужно тренироваться и тренироваться, чтобы это побороть.

Потом была поездка по степи. Там, где я был, степь — это очень много рыхлой почвы, типа песка, и совсем мало зелени. В один момент пошел град. Градины очень странно стучали по шлему. А вот капель дождя почти не было. Наверное, если бы был полноценный дождь, то вместо степи на этом месте был бы лес, или что-то такое.

В степи водятся черепахи! У нас в детстве во дворе был мальчик, который рассказывал, что в Ташкенте на улицах было полно черепах. Вот не врал, оказывается!

Я не думаю, что мы как-то серьезно навредили экологии. Там просто нет почвы, которую можно повредить. Сплошной песок. Да, когда ездишь по каньону, то дополнительно уничтожаешь склоны. Но они и так все в эрозии от воды. Ну и конечно степь огромная. А мы очень маленькие.

По степи ехать, с одной стороны, не страшно, так как она визуально ощущается как прочная, с хорошим зацепом. С другой, когда ты едешь, ты понимаешь, что не можешь все контролировать. А вдруг яма?

Самым сложным был песочный карьер. Были спуски (которые я проехал с зажатой педалью и вообще без газа). Были подъемы. Они были куда сложнее, так как надо хорошо разогнаться и не прекращать давить газ. Ну и постоянные песочные перегоны. Там было не так страшно, как на грунтовке, так как скорости меньше, и падать вроде как мягче. Кажется, в конце я наконец научился неплохо ловить мотоцикл. Еще бы научиться ездить так, чтобы его не приходилось ловить.

Потом один байк сломался, и мы сначала долго пытались починить его, а потом потащили его на тросе. Да, мотоцикл может тянуть мотоцикл, и это относительно безопасно.

Я понял, почему мотоциклисты делают врум-врум ручкой газа. Это чтобы убедится, что мотоцикл вообще заведен. Когда вокруг другие мотоциклисты, то ты не понимаешь, это твой байк шумит или нет.

Мотоциклом нельзя управлять рулем. Он нужен только для того, чтобы в песке вырываться во все стороны. Вместо этого байк нужно крепко сжать своим бедрами, и управлять в таком садо-мазо стиле чисто силой воли. Звучит бредово, но оно в самом деле так. Попытки осмыслить происходящее ни к чему не приводят. Просто нужно «думать» как ехать, и он так и поедет. Или не поедет, и тогда ты упадешь. Что ж, качай силу воли, учись доминировать над железякой.

Обычная велосипедная посадка предполагает, что твои ноги всегда на педалях, и до земли на вытянутых ногах ты достать не можешь. Нужно обязательно наклонить велосипед. На эндуро ноги необходимый элемент управления. Они помогают забраться в гору, в поворотах, или удержаться в песке. Поэтому в сидячем положении ноги согнуты, чтобы в любой момент достать до земли. Поэтому, когда ты встаешь и разгибаешь ноги, к рулю приходится нагибаться. Из-за этого меняется хват рук, и управлять сцеплением и передним тормозом становится сложно. А ездить стоя приходится очень часто. Да, когда ты едешь стоя, байк нужно так же крепко держать своими ногами.

Вообще, органы управления мотоцикла — это полный хаос. Левая рука управляет рычагом сцепления. Точно такой же правый рычаг – это передний тормоз. Так же правая рука управляет ручкой газа. Левая нога управляет коробкой передач. И в ней тоже все очень странно. Сначала идет первая передача, потом нейтраль, потом вторая. При этом нейтраль ловится только в каком-то очень специфическом положении. К счастью, в эндуро она не нужна – можно просто зажать сцепление (наверное). Правая нога управляет задним тормозом. При этом правая нога у меня основная, и когда мотоцикл тормозит, хочется именно ее поставить на землю, чтобы не упасть. Поэтому торможение выглядит как-то очень странно. Сначала тормозим ногой, потом заносим эту ноги над землей и дотормаживаем правой рукой. Кто вообще это придумал?